![](/img/AYR/nato/aim120.jpg)
Эта
ракета пришла на смену УР Sparrow аналогичного класса и была принята на вооружение
ВВС США в 1991 году. По сравнению с УР Sparrow в AIM-120 достигнуто
существенное снижение стартового веса, габаритов ракеты, повышена эффективность
борьбы как с высотными энергично маневрирующими, так и с низколетящими целями в
условиях интенсивного ведения радиоэлектронной борьбы. Это стало возможным
благодаря современным достижениям в теории управления летательными аппаратами,
радиоэлектронике и вычислительной технике, двигательных установках и боевом
снаряжении.
Ракета
AIM-120 выполнена по
нормальной аэродинамической схеме и состоит из трех отсеков: головного, боевой
части (БЧ) и хвостового. Она имеет крестообразное крыло небольшой площади,
обеспечивающее достаточно хорошую маневренность при невысоких скоростях полета,
и крестообразные рули в хвостовой части. Корпус УР изготавливается из стали с
окраской серого цвета, выдерживающей значительный кинетический нагрев. ![](/img/AYR/nato/3.jpg)
В головном
отсеке сосредоточена основная часть аппаратуры автономного наведения, которое
осуществляется с помощью комбинированной системы ╒
командно-инерциальной на начальном и среднем участках траектории полета и
активной радиолокационной на конечном. В состав оборудования
командно-инерциальной системы входят бескарданная инерциальная платформа и
приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части
УР. Вес платформы, в которой применены миниатюрные скоростные гироскопы, менее
1,4 кг. Высокопроизводительная микро-ЭВМ, работающая с тактовой частотой 30
МГц, является общей для командно-инерциальной и радиолокационной систем. Она
выполняет все функции управления, командной связи, обработки сигналов
радиолокационной аппаратуры и взрывателей, а также встроенного контроля при
проверке работоспособности основных узлов и блоков аппаратуры. Введение такой
микро-ЭВМ, позволило существенно увеличить количество параметров, используемых
для расчета наиболее оптимальной траектории наведения в зависимости от
взаимного расположения ракеты и цели в точке встречи, их скоростей и
направлений полета. Например, на основе измеряемых дальности и угла линии
визирования цели, а также скоростей их изменения микро-ЭВМ вычисляет ускорение
цели, а при известном собственном ускорении, получаемом с помощью инерциальной
платформы, она рассчитывает возможные ее маневры. Эта ЭВМ может выбирать такую
траекторию наведения, при которой ракета настигнет цель под ракурсом, дающим
наибольший эффект для поражения
![](/img/AYR/nato/120.jpg)
Приемник
командной линии связи используется в случае необходимости коррекции траектории
полета УР на среднем участке. Активная радиолокационная аппаратура,
обеспечивающая полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата
цели, включает антенну с высокочастотными каскадами приемника и передатчик.
Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем
(длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики,
армированной стекловолокном.
В
отсеке БЧ находятся собственно боевая часть, неконтактный радиолокационный
взрыватель, а также элементы предохранительно-исполнительного механизма и
пиротехнической цепи. БЧ осколочного типа направленного действия, при котором
разлет готовых осколков производится в узком круговом или ограниченном секторе.
Причем последнее возможно лишь при подлете ракеты к цели под строго
определенным ракурсом. При прямом попадании УР в цель срабатывает контактный
взрыватель. Двигательная установка представляет собой двухрежимный
твердотопливный ракетный двигатель с высоким удельным импульсом, работающий на
малодымном без окиси алюминия топливе весом 45 кг. AIM-120 могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать и ракеты Sidewinder. Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как УР Sparrow , так и AIM-120. Устройства обоих типов позволят производить подвеску семи УР на самолете F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и Tornado-Р.2, четырех на Phantom F-4F. В настоящее время известны три модификации ракеты AIM-120:
• AIM-120A - первая версия ракеты, выпускавшаяся до 1994 года; • AIM-120B - модернизированный вариант с возможностью перепрограммирования системы управления через кабельный разъем непосредственно втранспортном контейнере. • AIM-120C - ракета находящаяся в производстве с 1996 года, доработанная для размещения на перспективном самолете F-22, отличающаяся уменьшенными габаритам и улучшенными характеристиками по скорости, маневренности и дальности перехвата целей.
|