Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 18.05.2024, 10:52
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
AVIAKOS

Каталог статей


Главная » Статьи » военные конфликты » Армяно-Азербайджанский конфликт

Авиация РФ в Армяно Азербайджанском конфликте

    Применение азербайджанской авиации в мае 1992 выявило интересную особенность: Ми-24 использовались не только для ударов по городам и селам, но и оказывали эффективную поддержку своим войскам, благо летали на них опытные летчики (как известно, большинство советских вертолетчиков прошло через Афганистан). В то же время штурмовик Су-25, также отлично приспособленный для огневой поддержки войск, занимался исключительно "стратегическими бомбардировками" городов и сел. Такое применение боевых самолетов было характерно на протяжении всей войны и, вероятно, имело главной целью не столько сломить моральный дух и боевой потенциал Сил Обороны Карабаха, сколько заставить армянское население покинуть Карабах. Эту же, так и не выполненную, кстати, задачу, имела азербайджанская ствольная и реактивная артиллерия, непрерывно наносившая удары по гражданским объектам.


    В мае началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану (согласно директиве МО России от 22 июня 1992 года №314(3)022 всего Азербайджану были переданы 237 танков, 325 боевых бронированных машин, 204 БМП и БТР, а также 170 артустановок, включая "Грады"), кроме того острейший дефицит военных кадров несколько смягчен переходом на службу в Азербайджанскую армию около 300 офицеров и прапорщиков бывшей СА. Боеспособный азербайджанский ОМОН был усилен добровольцами из Чечни, Казахстана, украинскими националистами, а также большим количеством призывников, наскоро обученных азербайджанскими, "советскими" и турецкими офицерами.

    В свою очередь Армения к 1 июня 1992 получила 54 танка, 40 БМП и БТР, а также 50 орудий. Захват Лачинского коридора позволил перебрасывать эту технику в Карабах, где до этого у армян имелось лишь несколько боевых машин захваченных у 366-го полка и азербайджанского ОМОНа, а также пара самодельных броневиков.


    Хотя в майских боях азербайджанская армия потеряла более половины своей бронетехники (в основном угнанной и захваченном силой у гарнизонов бывшей СА) - часто из-за неграмотной эксплуатации, а армяне Карабаха захватили неплохие трофеи и получили помощь по Лачинскому коридору.12 июня азербайджанские войска перешли в наступление. В июне появилось сообщение, что три армянских боевых вертолета Ми-24 вторглись в Кубатлинский район Азербайджана и обстреляли азербайджанские войска. Два армянских вертолета были подбиты и сели на вынужденную посадку на азербайджанской территории, а их экипажи захвачены в плен.13 июня 1992 года Азербайджанские ВВС понесли тяжелую потерю - был сбит и погиб Вагиф Курбанов. Телевидение продемонстрировало обломки, среди которых был характерный киль Су-25 с азербайджанским флажком. Бомбежки Курбановым армянских населенных пунктов были оценены по достоинству - посмертно летчик был удостоен высшей азербайджанской награды - звания "Национальный Герой Азербайджана".

    Вместе с тем, именно в этот период авиация Азербайджана резко повысила свою боевую мощь. На территории республики базировалось четыре авиаполка ВВС и ПВО -80-й ОШАП в Ситал-Чае (Су-25), 82-й ИАП ПВО в Насосной (МиГ-25ПДС), 976-й БАП в Юрдамире (Су-24) и 882-й РАП в Далляре (МиГ-25РБ и Су-24МР). После распада СССР все они перешли под юрисдикцию России, но нуждающийся в оружии Азербайджан резко усилил нажим на российские гарнизоны. В ход пошло все - просьбы, уговоры, подкуп, ультиматумы, захват заложников из семей российских офицеров, вооруженные нападения. В этих условиях началась перегонка авиатехники в Россию, прошедшая 9-- 10 июня 1992 года. Основная часть техники была успешно выведена, но кое-что досталось и азербайджанцам, в основном в нелетном состоянии, частично из-за саботажа подкупленных российских офицеров.

    На аэродроме ПВО в Насосном был захвачено несколько (возможно до 30) перехватчиков МиГ-25ПД. Вероятно, что немалую роль в этом сыграл полковник Владимир Кравцов, занимавшийся расформированием полка ПВО, а чуть позже ставший генералом и командующим ВВС Азербайджана.

    Аналогично поступил заместитель командира разведывательного авиаполка в Далляре подполковник Александр Плеш, возможно, что именно он сообщил азербайджанцам о намеченной перегонке самолетов в Россию, а впоследствии получил место командира эскадрильи в Азербайджанских ВВС. Так или иначе, но 9 июня на территорию аэродрома ворвались азербайджанцы, блокировали полосу и сорвали перелет 8 МиГ-25РБ, порезав им покрышки. Всего на этом аэродроме азербайджанцы захватили 16 разведчиков МиГ-25РБ и Су-24МР. Кроме того, есть информация, что в числе трофеев оказался и Ил-76, посланный для обеспечения эвакуации. К сожалению, западные данные о наличии самолетов этого типа в ВВС Азербайджана не подтверждают.

    Разведчики Су-24МР не имеют никакого прицельного оборудования для бомбометания, но установить бомбодержатели для бомб и подвески НУРС азербайджанцы, в принципе, могли, тем более, что в Азербайджане имелся авиаремонтный завод, специализировавшийся, правда, на МиГ-25. Атаковать цели в таком случае можно "на глазок", благо по городу не промахнешься. МиГ-25РБ и его модификации предназначены для ударов по крупным стационарным объектам, а также ведения фото и радиотехнической разведки. Характеризуя атаки разведывательно-ударных МиГ-25РБ, упоминалось, что атаки также велись без применения сложных прицельных комплексов, которые часто выходят из строя, требуют квалифицированного обслуживания и запчастей. А вот к утверждениям о том, что перехватчики МиГ-25ПД лихо крошили армянские танки тепловыми ракетами Р-60 класса "воздух-воздух", стоит отнестись с недоверием. Очень трудно представить, как пилоты скоростных, неманевренных перехватчиков, обладающих не очень хорошим обзором вниз, отыскивали в горах одиночные танки и БМП, пикируя, выходили на них в атаку, при этом неизвестно, способна ли вообще головка самонаведения ракеты Р-60 захватить тепловое излучение работающего танкового двигателя. А если двигатель-холодный? Да и осколочная (!) боевая часть весом 3,5 кг не лучшее средство для борьбы с танками. Таким образом, вероятнее всего, что слухи об "истребителе танков МиГ-25ПД" несколько преувеличены. Скорее всего эти данные преувеличены и в Азербайджане был только один Сy-25 - угнанный Курбановым. Впрочем, армяне утверждают о трех сбитых Су-25 к концу августа 1992. В количестве самолетов сомнений нет - Азербайджан признал 2 самолета в июне-июле и еще один армяне сбили 20 августа (вообще-то это МиГ-25 Юрия Беличенко). Пилоты первых двух погибли, в том числе азербайджанец Курбанов.

    19 июля 1992 армяне нанесли контрудар по наступающим войскам противника, отбив часть территории занятой азербайджанцами. Несмотря на плохую погоду, азербайджанская авиация активно наносила удары по армянским колоннам, штабам и артиллерийским позициям. Согласно сведениям командира ЗУ-23-2, русского наемника, на закате дня он лично сбил огнем орудия один из двух низколетящих азербайджанских "Су-24", пытавшихся уничтожить досаждавшую батарею гаубиц Д-30. Из-за быстрого наступления темноты поиски летчика организовали лишь на следующее утро. В горах нашли только парашют, кресло и в нескольких километрах - обломки взорвавшегося самолета. По сведениям, полученным от пленных и позже подтвержденных Юрием Беличенко, пилоту удалось катапультироваться и, используя надувной плот, спуститься по реке на азербайджанскую территорию. Согласно этой же информации это был русский подполковник, воевавший до этого в Афганистане. Название самолета в кавычках, так как у этого автора встречаются только "Су-24" и "МиГ-25", а на Су-24 летчиков должно быть двое. Возможно, что это второй азербайджанский самолет, сбитый в июне-июле, хотя считалось, что Курбанов и пилот второго самолета погибли.
Подтянув резервы, азербайджанская армия остановила продвижение армян. Армяне оседлали высоты, прилегающие к Мардакерту и нависающие над равниной. Высоты постоянно обстреливались "градами" и артиллерией, а два-три раза в день азербайджанские Ми-24 производили налеты. Зенитное прикрытие Мардакертских высот осуществляли две ЗУ-23-2, одна из которых, трофейная, была смонтирована на "Урале". Так как наклонная дальность огня этих установок только 2-2,5 км, они прикрывали только одну высотку, а остальные боевые группы полагались на ПЗРК. Применение экипажами Ми-24 тепловых ловушек надежно защищало их от устаревших "Стрел". Вертолеты действовали группами по 4-6 вертолетов, устраивая "карусель" над армянскими позициями. Летая по кругу, Ми-24 поочередно пикировали на цель, в то время как остальные вели наблюдение и прикрывали друг друга от огня с задней полусферы.

    8 августа несколько вертолетов провели отвлекающий маневр, а еще одна пара, подойдя на малой высоте, повредила "Урал" с зениткой. Через несколько дней установку добили неуправляемой ракетой.

    По Лачинскому коридору из Еревана в Карабах прибыло восемь 57-мм зениток С-60. Два орудия перебросили на Мардакертские высоты для усиления ПВО, но в первом же бою с вертолетами, азербайджанский Ми-24 на малой высоте подкрался к позиции и поразил одно орудие. Однако, хорошо подготовленный расчет ЗУ-23-2 отомстил противнику, уничтожив другой Ми-24 в этом же бою.

    После артподготовки и атаки вертолетов, азербайджанский танковый батальон при поддержке "Градов" и большого количества пехоты перешел в атаку, разгромив армянскую группировку и отбросив ее на десяток километров от Мардакертских высот. Отходя, армяне бросили обе (подбитую и целую) 57-мм зенитки, один из двух принадлежащих зенитной батарее "Уралов" сожгли вертолеты, а другой армяне в панике бросили. Согласно армянским данным в этот день было сбито два вражеских вертолета

     Инициатива полностью перешла к азербайджанцам и они значительно потеснили армян, заняв к сентябрю 1992 около 25 % территории Нагорного Карабаха.

    В августе 1992 было отмечено применение армянами нескольких Ми-24, а в сентябре азербайджанцы заявили об уничтожении одного из них. Второй армянский Ми-24 был сбит 12 ноября 1992 . Капитан Юрий Беличенко, сбитый 20 августа на азербайджанском МиГ-25ПД попал в плен (встречались сообщения, что это был МиГ-25РБ и сбит он был 31 августа, но это ошибка). 

     После того как попал в плен этот пилот стало известно о наличии в ВВС Азербайджана наемников из числа бывших пилотов ВВС ССР. По словам Беличенко, как правило, летчики делали по два вылета в день - слетали, 20 минут поработали и назад. Отдохнули, еще 20 минут работы. Вечером - расслабились.

    В августе Беличенко с напарником совершили первый боевой вылет - забросали 500-кг бомбами село Касапет. Действовали на МиГ-25 "перепрофилированном из истребителя в бомбардировщик" (видимо, на ремзаводе), таким образом речь идет о неизвестной ранее модификации, которую можно условно назвать МиГ-25ПДС-Б. И это не газетная "утка" - впоследствии Азербайджан признал среди своих потерь не только два МиГ-25РБ, но и один МиГ-25П.

    20 августа капитан Юрий Беличенко совершал 16-й боевой вылет. В кармане лежал билет на самолет до Киева, хотел привезти семью в Баку. "Эти мысли меня и подвели, расслабился, проявил невнимательность и в результате был сбит". Удачно катапультировавшись, летчик избавился от парашюта и пошел к "своим", на северо-восток, ориентируясь по компасу. В лесу столкнулся с тремя автоматчиками.

     Первоначально азербайджанской авиации противостояла весьма слабая ПВО армян, насчитывавшая 6 зениток ЗУ-23-2, 4 самоходных ЗСУ-23-4 Шилка, 4 57-мм зенитки С-60 и несколько десятков устаревших ПЗРК "Стрела-2М". Позже прибыли уже упоминавшиеся восемь 57-мм зениток С-60, а у азербайджанцев была захвачена ЗУ-23-2 на "Урале" и одна ЗСУ-23-4 Шилка. Эти маловысотные средства не могли эффективно противостоять налетам самолетов противника и азербайджанская авиация практически ежедневно наносила удары по Степанакерту. Иногда производилось несколько налетов в день. Обычно азербайджанские самолеты действовали парами. Часто использовалась высота более 4 км, и хотя точность бомбометания была низкой, эта высота обеспечивала неуязвимость самолетов. Иногда использовалась другая тактика. Самолеты уходили ложным маршрутом, потом делали крюк и на высоте 100-200 метров с неожиданного направления производили удар по городу. Потери среди населения были весьма значительными. С августа 1992 азербайджанские самолеты стали сбрасывать и РБК-250 и -500 (Разовый Бомбовый Контейнер) с осколочными суббоеприпасами (известные как "шариковые бомбы").23 августа Степанакерт бомбили 3 "Су-25". Одна из 500-кг бомб попала в пятиэтажное здание общежития, где жили беженцы из Мардакертского района. Погибло 14 человек.

    31 августа на столицу Карабаха было сброшено 20 РБК, в результате погибло 16 человек и 121 был ранен. Известно, что в боевых действиях на той или иной стороне нелегально привлекались и российские экипажи. Так, майор Сергей Синюшкин и капитан Евгений Карлов, оказавшись вне контроля командования, согласились "за разумную оплату" произвести боевой вылет в интересах азербайджанской армии. К несчастью для летчиков, этот полет для них оказался последним. Оба незадачливых наемника "пали смертью храбрых". Сообщается, что 4 сентября 1992 года при помощи ПЗРК сняли азербайджанский МиГ-21, а его летчик попал в плен. Возможно, что речь идет об Анатолии Чистякове, который тоже оказался в Степанакертской тюрьме. Еще одной жертвой армянских зенитчиков стал 18 сентября Ми-24.
Несмотря на значительный успех летнего наступления на севере Карабаха, в азербайджанском Генштабе ясно понимали, что общий успех может быть достигнут только после перекрытия Лачинского коридора. Поэтому в середине сентября горнострелковый полк азербайджанской армии, преодолев Карабахский хребет, с севера начал наступление на Лачин. 2-й армейский корпус Азербайджана под командованием генерал-майора Далдаша Рзаева не смог преодолеть последние 3-4 км до Лачина.

    Кроме ударов по городам и населенным пунктам, ВВС Азербайджана стали чаще привлекаться для авиационной поддержки своих войск, уничтожения опорных пунктов врага, в октябре 1992 были отмечены попытка; бомбить армянские колонны в Лачинском коридоре, а также удар по электростанции на территории Армении. Так как в тот период Армения не имела боевых самолетов, азербайджанские ВВС не встречали сопротивления в воздухе. Но с передачей Армении техники бывшей Советской Армии, карабахские армяне смогли создать мощную систему ПВО, дополнив имеющиеся зенитки ЗСУ Шилка и ПЗРК, мобильными ракетными комплексами "Оса" и "Круг", что сразу сказалось на потерях азербайджанской авиации.

    Трудно сказать, откуда взялся второй Су-25, сбитый 10 октября 1992 года в районе села Малибели, после удара по Степанакерту. Пилот катапультировался, но его парашют не раскрылся. В отличие от Беличенко и Чистякова, еще одному наемнику не повезло - от него мало, что осталось, по обрывкам документов удалось определить только имя - Александр.

    По западным данным 7 декабря 1992 азербайджанцы потеряли от наземного огня в Мартунинском районе Ми-24 и очередной Су-25. А к началу 1993 года у Азербайджана оставалось 8 Ми-24 (из 14 полученных), и у Армении 11 таких вертолетов (из 13).

   15 января 1993 армянской ПВО удалось сбить МиГ-21 ВВС Азербайджана.

    В феврале 1993 силы обороны Карабаха начали наступление в Мардакертском районе. После обильных снегопадов азербайджанские танки и БМП потеряли способность двигаться и мобильные армянские отряды вышли к Сангарскому водохранилищу, перерезав дорогу на Кельбаджар. Таким образом, 2-й армейский корпус азербайджанской армии оказался зажат между Арменией и Карабахом с двух сторон, и отрезан от Азербайджана труднопреодолимым зимой Карабахским хребтом (высота до 3700 м).

    Попытка азербайджанской армии в середине марта провести в Мардакертском районе контрнаступление не удалась. А уже 25 марта армяне начали Кельбаджарскую операцию, в ходе которой 2-й АК Азербайджана был разгромлен. Личный состав, бросив тяжелую технику (15 танков и БМП), через Карабахский хребет ушел в сторону Гянджи. Азербайджан заявил, что основной удар был нанесен со стороны Армении, а с Карабаха - лишь вспомогательный. Так или иначе, но кельбаджарская операция поставила Армению и Азербайджан на грань открытой войны. В результате операции армяне взяли под свой контроль почти половину армяно-азербайджанской границы и открыли себе вторую дорогу из Армении в Карабах.

    Сразу после взятия Кельбаджар карабахцы провели наступление на Физули, пытаясь отрезать от Азербайджана южную кубатлинскую группировку азербайджанской армии. Хотя они были остановлены в 4-5 к от Физули, Азербайджану пришлось стянуть туда все резервы. Закрепившись на подступах Физули, армяне начали наступление из района Лачинского коридора на юг, на Кубатлы, отбросив противника на 25-30 км.

    4 июня 1993 года в Гяндже начался антиправительственный мятеж 709-й бригады (бригада была создана на базе расформированной 23-й мотострелковой дивизии СА) полковника Суррета Гусейнова, потребовавшего смещения президента Абульфаза Эльчибея. Его поддержали некоторые другие подразделения, также начавшие продвижение к Баку. И хотя до серьезных боев между мятежниками и правительственными частями не дошло, президент ушел в отставку, а его полномочия взял на себя Гейдар Алиев.

    Пока азербайджанцы занимались междоусобными разборками, карабахские армяне начали наступление на Агдам, являющийся главной базой азербайджанской армии в войне против Карабаха. В городе находились склады боеприпасов бывшей СА, базировалась танковая бригада (или то, что от нее осталось), ремонтная база, к тому же из находящегося на перекрестке дорог города можно было наступать как в сторону Степанакерта, так и Мардакерта. Дальнобойная артиллерия из окрестностей Агдама обстреливала Степанакерт. К 18 июня 1993 группировка из 40 армянских танков при поддержке "Градов", пехоты и вертолетов Ми-24 вышла к окраинам Агдама и начала обходить город с севера. Больше месяца шли упорные бои за Агдамский укрепрайон и только 24-25 июля Агдам был взят.

    Теперь единственной потенциальной опасностью для карабахцев осталась так называемая Зангеланская дуга на юге Карабаха, образуемая городами Физули, Джебраил, Кубатлы и Зангелан. В кубатлинском и зангеланском районе азербайджанская армия имела примерно два пехотных полка, которые теоретически могли угрожать Лачину. Но пополнения и снабжение этой группировки могло идти только через прифронтовые Физули и Джебраил. 18 августа 1993 армяне захватили Физули, 19 августа - Джебраил, отрезав южную группировку азербайджанской армии.

    В 7.13 утра 19 августа три азербайджанских самолета нанесли удар по городу Кафан на юго-востоке Армении, убив 10 человек. В последующие дни объектами атак cтaли населенные пункты Мартунинского и Гадрутского районов Карабаха.
Армянские силы продолжили разгром южной группировки противника - 25-3 августа бои шли уже на подступах к Кубатлы и Зангелану. 1 сентября армяне сбили Ми-24 и в этот же день пал Кубатлы, а вслед за ним был взят Зангелан.

    16 сентября 1993 вертолет азербайджанских ВВС, летевший из Нахичеванского района (отрезанного от Азербайджана территорией Армении) в районе Зангелана подвергся обстрелу с земли и был вынужден нарушить границу Ирана, где и приземлился. После теплого приема, оказанного местными властями экипажу и пассажирам, вертолету разрешили вернуться в Азербайджан.

     Результат летней кампании 1993 года для Азербайджана можно оценить одним словом - катастрофа. 7 районов страны были полностью или частично оккупированы "Армянским экспедиционным корпусом", как называют карабахцев в Азербайджане. Хотя официально Армения не участвует в войне, ясно, что 200-тысячное армянское население Карабаха не может создать столь боеспособную армию без активной поддержки извне. Азербайджан снова наводнили беженцы из оккупированных территорий, по разным оценкам порядка 300-500 тысяч человек. Азербайджанская армия была истощена и деморализована. К сожалению, неизвестна дата, когда был впервые приведен нижеследующий список потерь азербайджанских ВВС:1 МиГ-2; 1 МиГ-23; 2 Су-25; 2 МиГ-25РБ; 1 МиГ-25П; 3 Л-29. Всего 10 боевых самолетов.

    Предположительно он датируется 1993 годом и, вероятно, это список официально признанных Азербайджаном потерь. Слишком уж точно указаны типы самолетов и модификации того же МиГ-25. Даже специалисту было бы нелегко отличить обломки МиГ-25П от МиГ-25РБ. Причем типы самолетов в большинстве не совпадают с приводимыми армянскими источниками за 1992-1993 года.

    Летняя катастрофа привела к назначению нового министра обороны Азербайджана. Им стал "афганец" генерал-лейтенант Мамедрафи Мамедов, жесткими методами наведший в армии дисциплину. За уклонение от призыва, дезертирство, оставление позиций - вплоть до расстрела. Армия была подготовлена к новому наступлению. Впервые азербайджанские войска начали активные наступательные действия зимой - в конце декабря 1993. Боевые действия начались сразу на трех направлениях. На севере азербайджанские войска с боем взяли перевал Омар и заняли несколько сел Кельбаджарского района. На востоке удар был нанесен на Агдам и Мардакерт. На юге - на Физули и пограничный с Ираном Горадиз. Однако к середине февраля наступление выдохлось, а, получившие подкрепление карабахцы, вернули под свой контроль большинство потерянных позиций, включая Горадиз. Категория: Армяно-Азербайджанский конфликт | Добавил: yri (18.09.2010)

Просмотров: 5297

Copyright MyCorp © 2024 |