Кто не летал, тот не поймет, Что значит - в небо быть влюбленным, Оно и манит, и зовет Сильнейших, храбрых, одаренных.
ВИРАЖИ И РАЗВОРОТЫ
Наиболее сложными элементами при выполнении виражей и
разворотов являются ввод и вывод, так как они представляют собой переходные
режимы. Сложность их выполнения возрастает по мере увеличения крена, с которым
выполняется вираж (разворот).
Для выполнения виража (разворота) необходимо сбалансировать
самолет на заданных высоте и скорости полета, запомнить по КПП угол тангажа и
курс ввода. Координированным движением рулей произвести ввод самолета в вираж с
одновременным увеличением оборотов двигателей до необходимых для сохранения заданной
скорости. Темп ввода и величину крена необходимо контролировать по КПП, а
отсутствие снижения или набора высоты — по вариометру прибора ДА-200. Для
создания углового вращения, соответствующего величине крена, необходимо по
мере создания крена отклонять ручку управления на себя с таким расчетом, чтобы
удержать в начальный момент тот угол тангажа на КПП, который был установлен
перед вводом.
Сохраняя в процессе ввода в вираж установленный перед вводом
угол тангажа, летчик не только создает угловое вращение, соответствующее
величине крена, но и грубо сохраняет высоту полета, не допуская резкого
изменения вертикальной скорости. После ввода запомнить по КПП угол тангажа,
соответствующий нулевому положению стрелки вариометра прибора ДА-200, и удерживать
его, периодически проверяя, нет ли снижения или набора высоты по прибору
ДА-200.
Контроль режима осуществлять по показаниям высотомера,
указателя скорости и по оборотам двигателей, а также по изменению текущего
курса на приборе НПП. Дополнительно крен контролировать по стрелке указателя
поворота на приборе ДА-200. Отклонения стрелки вариометра от нуля вверх или
вниз исправлять движением ручки управления соответственно от себя или на себя,
сохраняя угол тангажа по КПП. Изменение скорости необходимо устранять
соответствующим изменением оборотов двигателей. Для определения величины
оставшегося угла доворота в целях вывода самолета в заданном направлении
необходимо периодически переключать внимание на прибор НПП. По мере приближения
к направлению вывода из разворота или виража частота переключения внимания на
НПП должна увеличиваться. Вывод самолета из виража в зависимости от величины
крена начинать за 10-15° до выхода на заданное направление. В процессе вывода
плавно уменьшить крен и тянущие усилия на ручке управления, контролируя по КПП
изменения крена и угла тангажа (соответствующего горизонтальному полету), и
удерживать стрелку вариометра по прибору ДА-200 на нуле, не допуская набора высоты
или снижения. Одновременно с уменьшением крена контролировать значение курса,
чтобы вывод закончить в выбранном направлении. В процессе вывода уменьшить
обороты двигателей до величины, соответствующей режиму горизонтального полета с
заданной скоростью.
Перед вводом в разворот с набором высоты или со снижением
необходимо установить заданную скорость. Устанавливая необходимые обороты
двигателей, одновременно перевести самолет в набор высоты или на снижение с
заданным углом тангажа по КПП и контролировать этот угол по величине
вертикальной скорости на вариометре. Одновременно самолету создается заданный
крен. Порядок распределения и переключения внимания на приборы пилотирования,
контроля режима полета и работы двигателей остаются такие же, как и при
выполнении разворотов в режиме горизонтального полета, за исключением того,
что больше внимания уделяется прибору ДА-200 для выдерживания вертикальной
скорости и высотомеру — для точного вывода самолета на заданную высоту.
Частота переноса взгляда на приборы контроля режима зависит
от этапа выполнения разворота. Скорость необходимо контролировать периодически
в течение всего времени выполнения разворота. Высоту и курс для оценки
потерянной (набранной) высоты и оставшегося угла разворота контролировать
реже. При подходе к заданной высоте или направлению вывода самолетаизразворота частота контроля высоты и курса увеличивается.
Вывод самолета из спирали необходимо начинать за 50-100
м до установленной высоты или за 8-10° до заданного курса и выполнять
его с некоторым опережением уменьшения крена привыводе из нисходящей спирали и координированным отклонением рулей
из восходящей спирали. Одновременно с выводом самолета в горизонтальный полет
уменьшить или увеличить обороты двигателей до величины, обеспечивающей в
горизонтальном полете скорость, на которой выполнялась спираль.