Кто не летал, тот не поймет, Что значит - в небо быть влюбленным, Оно и манит, и зовет Сильнейших, храбрых, одаренных.
РЕЖИМ «ВОЗВРАТ»
Режим «Возврат» аппаратуры РСБН обеспечивает программный
заход на посадку на один из запрограммированных аэродромов при наличии радио
коррекции от радиомаяка РСБН этого аэродрома.
Этот режим удобен для летчика, так как позволяет выполнить
заход на посадку по запрограммированной траектории в минимальное время и по
кратчайшему пути, при этом увеличивается время на выполнение основного задания
и обеспечивается заход на посадку с минимальным расходом топлива, что особенно
важно при выполнении боевых задач.
Техника выполнения захода на посадку в режим «Возврат» отличается
простотой, летчик выдерживает направление и траекторию снижения, задаваемого
аппаратурой РСБН.
Для выполнения захода на посадку в режиме «Возврат» летчик
должен на щитке управления РСБН нажать (проверить включение) кнопку-лампу того
аэродрома, на который необходимо выполнить заход, после чего нажать
кнопку-лампу ВОЗВРАТ и проверить ее загорание, а также проверить положение
переключателя φ+180, которым определяется выбор посадочного курса
аэродрома посадки. Переключатель РСБН-АРК установить в положение РСБН. Кроме
того, необходимо проверить правильность установки на высотомере атмосферного
давления аэродрома посадки, после чего развернуться на курс полета, заданный
стрелкой курсозадатчика.
Если самолет находится на удалении более 250 км от
аэродрома, стрелка курсозадатчика будет показывать ортодромический курс полета
на радиомаяк РСБН. При нахождении самолета в зоне действия радиомаяка РСБН
(горит лампа КОРР.) стрелка КУР показывает азимут радиомаяка РСБН, указатель
ППД – наклонную дальность до него. При нахождении самолета вне зоны действия
радиомаяка РСБН стрелка КУР занимает неопределенное положение, а ППД выдает
дальность до радиомаяка РСБН, рассчитанную в счетном блоке.
С дальности менее 250 км при нахождении самолета в
зоне действия радиомаяка РСБН и при наличии радио коррекции (на ЩУ РСБН горит
лампа КОРР.) происходит переключение аппаратуры РСБН в режим «Возврат
радийный». При этом на НПП вместо ортодромического курса отрабатывается
истинный курс, а стрелка курсодатчика начнет показывать курс полета в одну из
расчетных точек схемы захода. Стрелка КУР продолжает показывать пеленг
радиомаяка РСБН, а ППД – прямую дальность до него.
При выполнении полета для захода на посадку
необходимо, выдерживать курс, задаваемый стрелкой курсозадатчика на НПП. Полет
в режиме «Возврат» выполнять на скорости 500 км/ч до разворота на
посадочный курс.
По расстоянию от самолета до соответствующей программной
точки формируется программная траектория в вертикальной плоскости. Она
представляет собой ломаную линию, состоящую из трех прямолинейных участков
траектории полета: на крейсерской высоте 10,5 км, траектории снижения с
углом наклона 6° и траектории полета на высоте предпосадочного маневра (630±30)
м. Сравнением расчетной и текущей высот полета самолета до соответствующей
программной точки для текущей дальности в аппаратуре РСБН определяется и
выдается на индикацию летчику (отклонением планки положения глиссады на КПП)
положение соответствующего участка расчетной траектории относительно самолета.
При выполнении захода на посадку на высоте менее крейсерской
и удалении более 100-140 км планка положения глиссады на КПП находится
на верхнем упоре шкалы, а при приближении к траектории снижения начнет
перемещаться по шкале сверху вниз. При совмещении планки с центральным кружком
шкалы, необходимо перевести самолет на снижение, удерживая ее совмещенной с
центральным кружком шкалы.
С высоты 1000 м необходимо усилить контроль за
высотой по барометрическому высотомеру.
Перевод самолета со снижения в горизонтальный полет необходимо
выполнить с таким расчетом, чтобы выйти на высоту (630±30) м,
ориентируясь в первую очередь по барометрическому высотомеру, с контролем по
радиовысотомеру и показаниям планки положения глиссады на НПП. Индекс
сигнализируемой высоты радиовысотомера при выполнении захода в сложных
метеорологических условиях и ночью целесообразно установить на высоту 500
м. Снижение на высоту (630±30) м заканчивается на расстоянии 8 км
от второй или третьей программной точки или на расстоянии 16 км от
первой программной точки (в зависимостиоттого, на какую из точек выдается
заданный курс). Условная линия, проведенная через точки, в которых
вычислительным устройствомаппаратуры
РСБН формируется траектория полета на высоте (630±30) м, называется
кардиоидой.
Кардиоида образована полуокружностями вокруг трех
расчетных точек, которые запрограммированы в аппаратуре РСБН и используются
для вывода самолета на посадочный курс. Первая расчетная точка находится в
створе оси ВПП на удалении 21 км от ее середины. Вторая и третья точки
находятся на линии, перпендикулярной к створу оси ВПП и проведенной через первую
точку. Вторая точка находится справа, а третья – слева от первой (по заходу)
на удалении 8 км от нее. Пространство в районе аэродрома условно
разделено на четыре сектора, называемые квадрантами. Нумерация квадрантов
ведется против часовой стрелки, начиная с левого дальнего от ВПП (по заходу).
Образующие кардиоиду полуокружности относительно второй и третьей точек
проходят в квадрантах III и IV и имеют радиусы 8 км,
полуокружность относительно первой точки проходит в квадрантах I и II,
и имеет радиус 16 км.
В соответствии с программой, заложенной в аппаратуру
РСБН, внутри кардиоиды имеются два условных коридора, образованных линиями,
проходящими параллельно оси ВПП на удалении 5,5 км и 1,5 км
справа и слева от нее. Аппаратура РСБН определяет моменты пересечения самолетом
этих линий (входа в +5,5- и в ± 1,5-километровый коридоры). Положение
перечисленных условных точек и линий заложено в счетно-решающую часть аппаратуры
РСБН и сравнивается с положением самолета относительно их. В результате на
стрелку курсозадатчика поступают сигналы, в соответствии с которыми она
отклоняется и выдает необходимые команды на выдерживание курса полета для
выхода по расчетной траектории на посадочный курс.
В зависимости от того, в каком квадранте находится
самолет, заходящий на посадку в режиме «Возврат», аппаратура РСБН отрабатывает
и выдает на стрелку курсозадатчика НПП курс полета в одну из трех точек.
Если выход в район аэродрома осуществляется с курсом, отличающимся
от курса посадки не более чем на 90° (полет происходит в первом или во
втором квадранте), стрелка курсозадатчика задает курс полета на первую точку.
При входе в ±5,5-километровый коридор в аппаратуре РСБН происходит переключение
программы, и стрелка курсозадатчика начнет показывать на так называемую бегущую
точку. Эта точка перемещается по линии створа оси ВПП на 2,5 км впереди
проекции самолета на эту линию. Выдерживая курс на «бегущую точку», задаваемый
стрелкой курсозадатчика, летчик будет осуществлять полет по траектории,
напоминающей кривую погони при выполнении атаки по воздушной цели. При этом
необходимо иметь в виду следующую особенность. Если курс полета будет
отличаться от посадочного менее чем на 60°30΄ то после входа в
±5,5-километровый коридор и переключения в аппаратуре программы стрелка
курсозадатчика сделает скачок не в сторону доворота на посадочный курс, а в
сторону курсовой линии. Выполняя команду стрелки курсозадатчика, летчик будет
разворачивать самолет в сторону курсовой линии до тех пор, пока угол между
посадочным курсом и курсом полета не увеличится до 60°30΄. После этого
стрелка курсозадатчика начнет выдавать команду на выполнение доворота в другую
сторону. Иными словами, при выходе на первую точку с курсом, близким кпосадочному, аппаратура выдает летчику
команду на исполнение змейки, что обеспечивает более быстрый вход в
1,5-километровый коридор. Если курс полета отличается от посадочного на
величину от 60°30΄до 90°,
то при переключении программы стрелка курсозадатчика сделает скачок в сторону
разворота на посадочный курс (без команды на выполнение змейки). При отличии
курса полета от посадочного примерно на 65° момент переключения
программы по поведению стрелки курсозадатчика летчик может не заметить, а о
нормальной работе аппаратуры может судить по плавному отклонению стрелки
курсозадатчика в сторону посадочного курса. Разворот необходимо выполнять на
скорости 500 км/ч с уменьшением ее к концу разворота (выхода иа
посадочный курс) до 450 км/ч. Крен на развороте должен быть таким, чтобы
в процессе разворота стрелка курсозадатчика была совмещена с индексом отсчета
текущего курса, но не превышать 30°. После входа в ± 1,5-километровый
коридор в аппаратуре происходит очередное переключение программы и включается
режим «Посадка». При этом на НПП закроются бленкеры К и Г, планка
положения курсовой линии отклонится в сторону, противоположную развороту
(сигнализирует, что самолет еще не вышел на курсовую линию), планка положения
глиссады отклонится до упора вверх (сигнализирует, что глиссада находится еще
значительно выше), стрелка курсозадатчика устанавливается на посадочный курс. В
момент включения режима «Посадка» счетчик дальности ППД переключается на
индикацию дальности до ретранслятора дальномера, находящегося около начала ВПП
(около ГРМ). Включение режима «Посадка» определяется по срабатыванию бленкеров
курса и глиссады прибора НПП и погасанию лампы КОРР. на щитке управления РСБН
(по истечении 1-1,5 мин). Если после входа в ± 1,5-километровый коридор
режим «Посадка» не включился, включить его вручную (на ЩУ РСБН включить
выключатель ПОСАДКА).
Если выход в район аэродрома осуществляется с курсом, отличающимся
от курса посадки более чем на 90° (полет происходят в третьем или четвертом
квадранте), работа автоматики аппаратуры РСБН несколько иная. При полете в
третьем квадранте стрелка курсозадатчика задает курс полета на вторую расчетную
точку, при полете в четвертом квадранте – на третью расчетную точку. Эта
особенность обусловлена необходимостью обеспечить выполнение программного
разворота на посадочный курс на угол более 90°.
При выполнении захода из третьего и четвертого квадрантов
участок горизонтального полета на высоте (630±30) м значительно короче,
чем при заходе из первого и второго квадрантов. После того как при полете на
вторую и третью точки дальность до них уменьшится до величины менее 4
км, происходит автоматическое переключение программы. При этом стрелка
курсозадатчика скачком поворачивается и начинает задавать курс на первую
точку. Величина скачка зависит от величины угла, на который отличается курс
полета от посадочного курса; чем больше этот угол, тем больше величина скачка
стрелки курсозадатчика. Если курс полета отличается от посадочного на 180°,
величина скачка стрелки будет в пределах 62-70°, а при разнице в курсах
около 90° (при полете по линии, близкой к линии створа расчетных точек)
скачок стрелки практически незаметен. По сигналу (скачку) стрелкикурсозадатчика необходимо ввести самолет в
разворот с креном 30°. В процессе разворота угол между стрелкой
курсозадатчика и индексом отсчета текущего курса будет уменьшаться, и если
угол, на который развернулась стрелка курсозадатчика в момент скачка, был
невелик, то в процессе разворота стрелка быстро совместится с индексом отсчета
текущего курса. После этого необходимо вывести самолет из крена и выполнить
прямолинейный полет до очередного переключения программы, которое произойдет
при входе в ± 5,5-километровый коридор. Стрелка курсозадатчика при этом снова
скачком развернется в направлении «бегущей точки». После этого необходимо снова
ввести самолет в разворот (продолжать разворот), подбирая крен таким образом,
чтобы стрелка курсозадатчика не отставала от индекса отсчета текущего курса,
но, не допуская крен более 30°. После входа в ± 1,5-километровый коридор
произойдет переключение аппаратуры в режим «Посадка» (при этом показания НПП
будут аналогичны показаниям при выполнении захода из первого или второго
квадранта).
После включения режима «Посадка» необходимо оценить темп
приближения стрелки КУР к стрелке курсозадатчика, установившейся на посадочный
курс, и при необходимости изменением крена добиться их совмещения к моменту
выхода на посадочный курс. Одновременно по приближению курсовой планки
положения к центральному кружку шкалы НПП оценивать точность выхода на курсовую
линию КРМ. Выход на посадочный курс происходитна удалении 22-17 км от ВПП (после выполнения змейки при заходе
из первого или второго квадранта выход на посадочный курс происходит на большем
удалении от ВПП).
После выхода на посадочный курс уменьшить скорость до 400
км/ч, выпустить шасси, механизацию крыла в маневренное положение, установить
переключатель РСБН-АРК в положение АРК и скорость 350 км/ч. На дальности
12-13 км от ВПП выпустить механизацию крыла во взлетно-посадочное
положение.
В процессе горизонтального полета на посадочном курсе по
горизонтальной планке положения НПП контролировать выход на глиссаду ГРМ. При
подходе горизонтальной планки положения к центральному кружку шкалы НПП плавно
перевести самолет на снижение по глиссаде с вертикальной скоростью 3-5
м/с. При снижений по глиссаде плавно уменьшить скорость с таким расчетом,
чтобы к моменту прохода ДПРМ она составляла 320-300 км/ч. После прохода
ДПРМ продолжать выдерживать режим снижения по планкам положения НПП и плавно
уменьшать скорость до 280-260 км/ч к моменту прохода БПРМ.
На высоте 50-60 м визуально уточнить заход и
произвести посадку.