Кто не летал, тот не поймет, Что значит - в небо быть влюбленным, Оно и манит, и зовет Сильнейших, храбрых, одаренных.
ПИЛОТИРОВАНИЕ ПО ДУБЛИРУЮЩИМ ПРИБОРАМ
При выполнении
полетов по приборам в сложных метеорологических условиях не исключены случаи
отказов приборов в воздухе, а также отдельных элементов наземных систем
посадки, что требует от летчика умения пилотировать самолет по дублирующим
приборам и резервным системам.
Умение летного состава своевременно определять отказ приборов
в полете и пилотировать самолет по дублирующим приборам составляет
неотъемлемую часть его профессиональной подготовки.
Во всех случаях, когда в полете произошел отказ одного или
нескольких приборов, летчику необходимо немедленно перейти к пилотированию
самолета по дублирующим приборам, спокойно оценить обстановку, доложить
руководителю полетов и действовать в зависимости от создавшейся обстановки, с
учетом указаний руководителя полетов.
Выполнение
полета с отказавшей ИКВ
При отказе системы ИКВ, что определяется по загоранию на
световом табло лампы ИКВ, при этом КПП (крен и тангаж) и курс на НПП с ИКВ
автоматически переключаются на резервную гировертикаль АГД и МК АВАР подвижная
шкала курса НПП беспорядочно двигается или колеблется с определенной амплитудой
вокруг одного положения при прямолинейном полете. При изменении направления
полета шкала курсов не разворачивается или движется беспорядочно.
При отказе ИКВ необходимо:
-установить
выключатель МК АВАР. на правом борту в верхнее положение, переключатель
ИКВ-АГД - в положение АГД;
-прекратить
выполнение задания и следовать на аэродром посадки по командам руководителя
полетов;
-пилотировать
самолет по КПП от резервной гировертикали АГД.
Направление
полета контролировать по РСБН при наличии радиокоррекции или по АРК.
До
входа в зону действия наземных радиомаяков РСБН или АРК пользоваться магнитным
курсом.
Если работа КПП не восстановилась, необходимо перейти к
пилотированию самолета по дублирующим приборам. При этом выдерживание режима
полета осуществлять по прибору ДА-200, а его контроль - по НПП, высотомеру,
указателю скорости и по естественному горизонту (в простых метеорологических
условиях и за облаками).
КПП является основным прибором, по которому осуществляется
выдерживание режима при полете по приборам. Отказ его в полете в значительной
степени затрудняет летчику определение пространственного положения самолета,
однако грамотное использование дублера авиагоризонта (ДА-200) в сочетании с
другими пилотажно-навигационными приборами позволяет благополучно завершить
полет.
Выдерживание заданного режима полета в продольном отношении при
отказе КПП осуществляется по стрелке вариометра прибора ДА-200. Поскольку, как
указывалось выше, даже при работающем КПП точное выдерживание угла набора
(снижения) или горизонтального полета осуществляется по вариометру, то
пилотирование самолета в продольном отношении при отказавшем КПП для
натренированного летчика особых трудностей не представляет.
О наличии и величине крена при отказавшем КПП можно судить по
величине отклонения стрелки указателя поворота прибора ДА-200, а также по
скорости изменения курса на НПП. Однако следует иметь в виду, что величина
отклонения стрелки указателя поворота зависит не от величины крена самолета, а
от значения угловой скорости вращения самолета относительно вертикальной оси.
Шкала указателя поворота имеет по три деления слева и
справа, соответствующих величинам крена 15, 30 и 45° при полете
на истинной скорости 500 км/ч. На других скоростях отклонения стрелки
будут соответствовать другим значениям углов крена.
Деление шкалы,
на котором стоит стрелка указателя поворота
Величина фактического крена, град, при истинной скорости,
км/ч
400
500
600
Первое
Второе
Третье
18
36
51
15
30
45
13
26
40
Величину
отклонения стрелки указателя поворота прибора ДА-200, соответствующую величине
крена 15, 30 и 45° на скоростях основных режимов полета по
приборам и при заходе на посадку, летчик должен запомнить в тренировочных
полетах по приборам.
Порядок распределения и переключения внимания на
приборы в случае отказа КПП при выдерживании установившихся режимов полета в
основном остается таким же, как и при его исправной работе. Только в этом
случае основным прибором, по которому выдерживается режим, является дублер
авиагоризонта — прибор ДА-200.
Некоторая особенность пилотирования самолета по ДА-200
заключается в том, что поскольку указатель поворота показывает не крен, а
угловую скорость вращения самолета, то летчик может реагировать на отклонение
заданного режима полета только тогда, когда появится разворот, т. е. с
некоторым запаздыванием.
Это обстоятельство будет приводить к более быстрому накапливанию
ошибок, поэтому для более точного выдерживания режима необходимо своевременно
реагировать на отклонения указателя поворота.
Восстановление
режима полета в поперечном отношении или его изменение производить короткими
двойными движениями ручки управления, так как в связи с указанными
особенностями указателя поворота точное дозирование отклонений ручки управления
для создания необходимого крена не обеспечивается.
Если возникает необходимость изменить направление полета,
то на развороте не следует допускать больших углов крена, так как это
затрудняет осуществление точного выхода на заданный курс и исправление ошибок.
При отказе КПП в сложных метеорологических условиях полет,
и маневр для выхода на посадочный курс целесообразно по возможности выполнять
вне облаков (за облаками или между слоями облаков), ибо выполнение выхода на
посадочный курс по дублирующим приборам в облаках представляет определенную
трудность. Имеющиеся ошибки в заходе следует исправлять до входа в облака. Вход
в облака выполнять с установившимся режимом снижения.
Порядок действий и режим снижения при заходе на посадку
остаются такими же, как и при исправном КПП. В процессе пробивания облаков
вниз наибольшую сложность представляет выдерживание направления снижения.
Этому элементу летчик должен уделять больше внимания и при этом четко
выполнять команды руководителя посадки самолетов системы РСП по исправлению
ошибок в направлении захода.