Заход на посадку с прямой
Самостоятельный заход на посадку на незапрограммированный
аэродром в сложных метеорологических условиях с использованием РСБН может быть
выполнен только с прямой.
Для выполнения захода необходимо на щитке управления РСБН
нажать кнопки-лампы СБРОС и ВОЗВРАТ и переключателями каналов НАВИГАЦИЯ и
ПОСАДКА установить частотно-кодовые каналы радиомаяка РСБН и ПРМГ аэродрома
посадки. Переключатель РСБН-АРК установить в положение РСБН. Установить
скорость полета 500 км/ч.
Выход на радиомаяк РСБН выполнить с курсовым углом маяка,
уточненным на величину угла сходимости меридианов. Момент пролета радиомаяка
РСБН определяется поворотом стрелки КУР на 180° и изменением направления
отсчета на ППД (в момент прохода на ППД индицируется дальность, равная высоте
полета). После пролета радиомаяка РСБН ввести самолет в разворот с креном 30°
для выхода на линию расчетного азимута от радиомаяка РСБН в ТНРР.
Полет в ТНРР выполнить по расчетному азимуту с курсом, учитывающим угол сходимости меридианов. Контроль выхода в ТНРР по показаниям ППД и истечении расчетного времени полета.
После выхода в ТНРР установить переключатель АРК-РСБН в
положение АРК, включить выключатель ПОСАДКА на ЩУ РСБН я кремальерой установить
курсозадатчик на посадочный курс с учетом угла сходимости меридианов. Выполнить
разворот на посадочный курс с уменьшением высоты полета в первой половине на 300
м и скорости к концу разворота до 450 км/ч. В конце первой половины
разворота (после входа в рабочую зону ПРМГ) убедиться в переключении аппаратуры
РСБН в режим «Посадка». При этом на НПП закроется бленкер К и курсовая
планка положения отклонится до упора в сторону, противоположную направлению
разворота.
Вторую половину разворота выполнять с контролем совмещения
стрелки КУР со стрелкой курсозадатчика по мере разворота на посадочный курс. За
90° до разворота на посадочный курс угол между стрелками будет 6-8°,
за 45° - около 2°, а к моменту разворота на КУР = 0° стрелки
должны совместиться. Если величина угла в этих точках будет отличаться от
указанной, то изменением крена уточнить выход на посадочный курс. В последней
четверти разворота контролировать выход на курсовую линию КРМ по приближению
курсовой планки положения на НПП к центральному кружку шкалы.
После окончания разворота на посадочный курс на
30-секундной площадке уменьшить скорость до 400 км/ч, выпустить шасси и
механизацию крыла в маневренное положение и установить скорость 350
км/ч.
Дальнейшие действия летчика на посадочном курсе аналогичны действиям при заходе на
посадку с прямой на запрограммированный аэродром.
Заход на посадку с расчетного рубежа
Заход на посадку на незапрограммированный аэродром может
быть выполнен с расчетного рубежа. Этот режим удобен для летчика, так как
позволяет выполнить заход на посадку в минимальное время и по кратчайшему
пути, как в простых, так и в сложных метеорологических условиях.
Для выполнения захода на посадку с расчетного рубежа необходимо установить связь с КП аэродрома посадки, сообщить свою высоту и с курсом, заданным КП, следовать на рубеж начала снижения. На ЩУ РСБН нажать кнопки-лампы СБРОС и ВОЗВРАТ, переключателями НАВИГАЦИЯ и ПОСАДКА установить частотно-кодовые каналы радиомаяка РСБН и ПРМГ аэродрома посадки, переключатель РСБН-АРК установить в положение РСБН. Проверить загорание лампы КОРР. и прослушать позывные радиомаяка РСБН аэродрома посадки.
При подходе к рубежу начала снижения получить от руководителя
полетов условия захода и посадки, установить на указателе высоты полученное
значение барометрического давления.
При выходе на расчетный рубеж начала снижения по команде КП
довернуть самолет на заданный курс и перевести его на снижение с установленным
режимом. Направление снижения и вертикальная скорость даются с таким расчетом,
чтобы самолет вышел в точку начала разворота на посадочный курс на высоте 2000
м (установленной для данного аэродрома). При полетах с учебной целью снижение
производится на скорости 500 км/ч с вертикальной скоростью 30
м/с.
В процессе снижения по командам КП своевременно вносить поправки в курс следования и
вертикальную скорость снижения в целях точного выхода в ТНРР.
Разворот на посадочный курс выполнить по команде КП, предварительно
установив стрелку курсозадатчика на посадочный курс с учетом сходимости
меридианов, включить выключатель ПОСАДКА на ЩУ РСБН, установить переключатель
РСБН-АРК в положение АРК.
Вывод из разворота выполнить на курс, обратный посадочному,
а при наличии бокового ветра обязательно ввести поправку в курс на угол сноса
(доворот в наветренную сторону).
На траверзе ДПРС пустить секундомер и продолжать полег на
скорости 500 км/ч.
На дальности 20 км по ППД с контролем по времени
полета от траверза ДПРС включить выключатель ПОСАДКА на ЩУ РСБН и начать
выполнение второго разворота на 180°. Разворот выполнять в
горизонтальном полете с креном 30° на скорости 500 км/ч с
уменьшением к концу разворота до 450 км/ч.
В процессе разворота проверить включение режима «Посадка»
(на НПП закроются бленкеры К и Г, планка положения глиссады
отклонится вверх до упора, а курсовая планка положения отклонится до упора в
направлении, противоположном направлению разворота). Вторую половину разворота
выполнять с контролем совмещения стрелки КУР со стрелкой курсозадатчика по
мере разворота на посадочный курс. За 90° до разворота на посадочный
курс угол между стрелками на НПП должен быть около 12°, а за 45°—около
4°. В последней четверти разворота точность выхода на курсовую линию
КРМ дополнительно контролировать по приближению курсовой планки положения на
НПП к центральному кружку шкалы.
После окончания разворота уменьшить скорость до 400
км/ч, выпустить шасси и механизацию крыла в маневренное положение и установить
скорость 350 км/ч. На дальности 12-13 км выпустить механизацию
крыла во взлетно-посадочное положение и после совмещения планки положения
глиссады с центральным кружком шкалы НПП перевести самолет на снижение по
глиссаде. Дальнейшее снижение и посадку выполнить в том же порядке, как и при
заходе с прямой, с учетом ошибок, вызвавших уход на повторный заход.
Дальнейшие действия летчика по выходу на посадочный куре и
на посадочном курсе такие же, как и при заходе на посадку с прямой
Заход на посадку двумя разворотами на 180°
В отдельных случаях при заходе на посадку с прямой на незапрограммированный
аэродром летчик может по каким-либо причинам не произвести посадку с ходу и
будет вынужден уйти на второй круг. Заход на посадку в этом случае
целесообразно выполнять двумя разворотами на 180° (используя информацию
аппаратуры РСБН при наличии РСБН на аэродроме посадки). Частичное
использование аппаратуры РСБН вызвано тем, что на незапрограммированный
аэродром заход в режиме «Возврат» и в его частном случае в режиме «Повторный
заход» невозможен, а заходить на посадку только по данным АРК без использования
имеющихся возможностей аппаратуры РСБН нецелесообразно.
После ухода на второй круг необходимо убрать шасси, механизацию
крыла в два этапа и установить скорость 500 км/ч. Отключить на ЩУ РСБН выключатель
ПОСАДКА. Убедиться, что переключатель РСБН-АРК находится в положении АРК, а
стрелка курсозадатчика установлена на посадочный курс (при пролете над ВПП
уточнить правильность установки курсозадатчика на значение посадочного курса с
учетом угла сходимости меридианов). После набора заданной высоты (600 м) на
удалении 4-6 км от радиомаяка РСБН выполнить разворот с креном 30°
на курс, обратный посадочному. При необходимости разворот может быть начат
раньше после набора высоты 200 м, но скорость в процессе разворота
должна быть равной 500 км/ч, с тем, чтобы обеспечить нормальную ширину
маршрута и выполнение второго разворота на 180° с креном 30°.
Меры безопасности
При заходе на посадку необходимо:
- в процессе всего
полета вести непрерывно радио и визуальную осмотрительность;
- на посадочном
курсе не допускать потери высоты менее 200 м до выхода на ДПРМ,
правильно распределять внимание при выполнении доворотов для исправления
отклонений по направлению. Сигнализатор опасной высоты радиовысотомера установить
на высоту 200 м;
q до прохода ДПРМ
(выхода под облака) пилотировать самолет только по приборам;
q полеты выполнять
с включенным обогревом ПВД и стекол;
q при попадании в
зону обледенения доложить РП (КП) и изменить высоту и скорость полета;
q при наличии обледенения
после выпуска механизации в ВПК возможно появление тряски, которая пропадает с
уменьшением скорости менее 300 км/ч.