Эта
ракета пришла на смену УР Sparrow аналогичного класса и была принята на вооружение
ВВС США в 1991 году. По сравнению с УР Sparrow в AIM-120 достигнуто
существенное снижение стартового веса, габаритов ракеты, повышена эффективность
борьбы как с высотными энергично маневрирующими, так и с низколетящими целями в
условиях интенсивного ведения радиоэлектронной борьбы. Это стало возможным
благодаря современным достижениям в теории управления летательными аппаратами,
радиоэлектронике и вычислительной технике, двигательных установках и боевом
снаряжении.
Ракета
AIM-120 выполнена по
нормальной аэродинамической схеме и состоит из трех отсеков: головного, боевой
части (БЧ) и хвостового. Она имеет крестообразное крыло небольшой площади,
обеспечивающее достаточно хорошую маневренность при невысоких скоростях полета,
и крестообразные рули в хвостовой части. Корпус УР изготавливается из стали с
окраской серого цвета, выдерживающей значительный кинетический нагрев.
В головном
отсеке сосредоточена основная часть аппаратуры автономного наведения, которое
осуществляется с помощью комбинированной системы ╒
командно-инерциальной на начальном и среднем участках траектории полета и
активной радиолокационной на конечном. В состав оборудования
командно-инерциальной системы входят бескарданная инерциальная платформа и
приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части
УР. Вес платформы, в которой применены миниатюрные скоростные гироскопы, менее
1,4 кг. Высокопроизводительная микро-ЭВМ, работающая с тактовой частотой 30
МГц, является общей для командно-инерциальной и радиолокационной систем. Она
выполняет все функции управления, командной связи, обработки сигналов
радиолокационной аппаратуры и взрывателей, а также встроенного контроля при
проверке работоспособности основных узлов и блоков аппаратуры. Введение такой
микро-ЭВМ, позволило существенно увеличить количество параметров, используемых
для расчета наиболее оптимальной траектории наведения в зависимости от
взаимного расположения ракеты и цели в точке встречи, их скоростей и
направлений полета. Например, на основе измеряемых дальности и угла линии
визирования цели, а также скоростей их изменения микро-ЭВМ вычисляет ускорение
цели, а при известном собственном ускорении, получаемом с помощью инерциальной
платформы, она рассчитывает возможные ее маневры. Эта ЭВМ может выбирать такую
траекторию наведения, при которой ракета настигнет цель под ракурсом, дающим
наибольший эффект для поражения
Приемник
командной линии связи используется в случае необходимости коррекции траектории
полета УР на среднем участке. Активная радиолокационная аппаратура,
обеспечивающая полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата
цели, включает антенну с высокочастотными каскадами приемника и передатчик.
Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем
(длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики,
армированной стекловолокном.
В
отсеке БЧ находятся собственно боевая часть, неконтактный радиолокационный
взрыватель, а также элементы предохранительно-исполнительного механизма и
пиротехнической цепи. БЧ осколочного типа направленного действия, при котором
разлет готовых осколков производится в узком круговом или ограниченном секторе.
Причем последнее возможно лишь при подлете ракеты к цели под строго
определенным ракурсом. При прямом попадании УР в цель срабатывает контактный
взрыватель. Двигательная установка представляет собой двухрежимный
твердотопливный ракетный двигатель с высоким удельным импульсом, работающий на
малодымном без окиси алюминия топливе весом 45 кг. AIM-120 могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать и ракеты Sidewinder. Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как УР Sparrow , так и AIM-120. Устройства обоих типов позволят производить подвеску семи УР на самолете F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и Tornado-Р.2, четырех на Phantom F-4F. В настоящее время известны три модификации ракеты AIM-120:
• AIM-120A - первая версия ракеты, выпускавшаяся до 1994 года; • AIM-120B - модернизированный вариант с возможностью перепрограммирования системы управления через кабельный разъем непосредственно втранспортном контейнере. • AIM-120C - ракета находящаяся в производстве с 1996 года, доработанная для размещения на перспективном самолете F-22, отличающаяся уменьшенными габаритам и улучшенными характеристиками по скорости, маневренности и дальности перехвата целей.
|