Каждый пилот, в том числе и виртуальный, должен уметь
ориентироваться в полете, знать и уметь использовать приборы, установленные на
самолете, уметь вести самолет по заданному маршруту с заданной высотой и
скоростью и применять методы аэронавигации в любых условиях погоды.
Мы опишем ряд приемов самолетовождения, применимых при
выполнении полетов в MicrosoftFlightSimulator
с использованием визуального ориентирования. Мы не будем рассматривать средства
радионавигации и не будем затрагивать моменты, характерные для полетов на больших
скоростях. Статья предназначена пользователям МСФС версии 2002, но в основных
своих моментах может быть полезна и пользователям более ранних версий (2000 и
98).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛЕТА
Полетные карты в МСФС
Для выполнения полетов с визуальным ориентированием важнейшим
средством аэронавигации является КАРТА. Карта должна давать представление о
части земной поверхности, над которой производится полет – о взаимном
расположении и виде различных объектов: суши, моря, реки, дороги, лесов, полей
и т.д., а также о возвышенностях, горах и взаимном превышении их.
В принципе, для ориентирования в МСФС подходит любая
достаточно подробная карта, даже туристическая. Лучше всего с поверхностью
Земли в МСФС2000 и МСФС2002 согласуется электронный атлас De Lorme Global Explorer. Он позволяет
получить изображение любой области поверхности в МСФС с разрешением,
соответствующим масштабу 1:1000000. Такие карты вполне применимы в качестве
полетных. К недостатку таких карт следует отнести отсутствие на них
координатной сетки и линейные искажения, которые могут быть весьма значительны.
Поэтому следует собирать карту для дальних полетов из отдельных секций.
Для определения расстояний и курсов при планировании полета
в МСФС лучше всего пользоваться радионавигационными картами (РНК). РНК имеют
масштаб 1:20000000 и координатную сетку с шагом в 1 градус. Сканированные РНК
можно найти в Интернете, например по адресу
К недостатку РНК в качестве полетной карты следует отнести
плохое согласование изображения Земной поверхности на РНК с изображением Земной
поверхности в МСФС и слишком мелкий масштаб.
С практической точки зрения можно рекомендовать вести
прокладку курса и штурманскую подготовку полета по РНК, но ориентирование в
полете вести по картам, собранным в DeLormeGlobalExplorer.
Компас и курс самолета в МСФС
Направление полета в МСФС, как и в реальном мире,
определяется при помощи КОМПАСА. Как и в реальном мире, виртуальные компасы
МСФС магнитные компасы практически никогда не указываю точного направления на
Север, то есть, магнитная стрелка не стоит в плоскости истинного меридиана, от
которого ведется отсчет курса. Стрелка (или картушка компаса, в случае
стандартного WHISKEY- COMPASS’а «Цессны»)
практически всегда отклонена от плоскости истинного (географического) меридиана
и указывает направление другого меридиана – магнитного. Угол между этими двумя
меридианами называется УГЛОМ МАГНИТНОГО СКЛОНЕНИЯ.
Склонение считается положительным (знак плюс), если магнитная
стрелка отклонена северным концом к Востоку от истинного меридиана, и
отрицательным (знак минус) – если к Западу.
Величина склонения различна в различных пунктах Земного шара
как по величине, так и по знаку.