Боевой порядок истребителей должен строиться с учетом воздушной обстановки и сил вероятного противника и обеспечивать максимально возможное маневрирование групп истребителей в воздушном бою, наиболее эффективное использование обзорно-прицельных систем и бортового вооружения самолетов, согласованность действий экипажей, их взаимную выручку и круговой обзор.Исходя из этого для каждого боевого порядка определялись форма и параметры (интервалы, дистанции, превышения, принижения), а также функции отдельных летчиков и групп самолетов. Различают боевые порядки пары (звена), эскадрильи и групп различного тактического назначения.
Боевой порядок пары (звена) задавался в полярной системе координат относительно ведомого (определялся угол визирования на ведущего и дальность по линии визирования с указанием превышения или принижения). Пару в зарубежной печати еще называют элементом, подчеркивая тем самым ее первичность при создании боевого порядка групп большего состава. Пары (звено)действовуют, как правило, в боевом порядке "пеленг”, или "фронт”, реже "колонна” . Для звена наиболее характерными формами построения являлись "кончики пальцев” (напоминали клин звена с минимальными интервалами между самолетами), "эшелон” (соответствовал боевому порядку "пеленг пар”), "текущая четверка” (подобна клину звена, в котором самолеты эшелонировались по высоте и рассредоточивались на большие интервалы в пределах визуальной видимости). В каждом боевом порядке имелись ведущие и ведомые летчики и пары (звенья). Задачей ведущего была атака, ведомого — прикрытие, наблюдение и оповещение, а также поддержка атаки.
Боевой порядок эскадрильи истребителей состоял, как правило, из групп различного тактического назначения, решавших задачи по единому замыслу, часто вне зрительной или радиолокационной связи друг с другом. Группы обеспечения выполняли функции прикрытия, демонстрировали ложные направления удара для введения противника в заблуждение относительно истинных замыслов и наращивали усилия ударной группы в бою.В предвидении воздушного боя гибкое построение истребителей позволяло им осуществлять широкий маневр и поддерживать бесперебойное взаимодействие демонстративной и ударной групп. Маршрут следования групп, а также параметры боевого порядка рассчитывались заранее, а режим полета задавался с пунктов управления до момента обнаружения целей летчиками визуально или с помощью бортовых технических средств. Bозможности по ведению воздушного боя повышались, если в боевой порядок включались истребители различных типов. Так, демонстративная группа обычно состояла из легких маневренных самолетов, а ударная — из более тяжелых, имеющих мощное ракетное оружие. Демонстративная группа находилась впереди или сзади ударной группы