Запросить СКП у РП запуск. После получения разрешения на запуск
запустить поочередно сначала левый двигатель, потом правый, контролируя
выход двигателей на режим малого газа 65%
В процессе запуска двигателей
При полетах ночью БАНО и освещение кабины включать перед запуском
двигателей, а работу фар в рулежном положении проверять перед рулением.
-контролировать показания приборов контроля двигателей (температура
газов на выходе, обороты), воздушной и гидросистемы. Убедиться, что не
горят красные таблов правом нижнем углу приборной доски и горение трех
зеленых ламп триммерного эффекта стабилизатора, флаперонов, РН.
- проконтролировать работу механизмов триммерного эффекта, с помощью
кнюппеля на ручке управления отклонить Рулевые поверхности с помощью
механизмов триммерного эффекта в разные сторовы до погасания зеленого
табло соответствующего триммера и проконтролировать по перемещению РУС,
после чего вернуть механизмы триммерного эффекта в нулевое полежение и
проконтролировать загорание зеленых ламп.
-проверить работу тормозов, для чего при нажатой клавише тормоза
вывести обороты на 85%. Самолет должен удерживаться на тормозах.
-установить обороты малыи газ.
-проверить работу системы управления, для чего переместить РУС во все крайние положения, поставить РУС нейтрально.
-проверить работу механизации и ТЩ, для чего выпустить закрылки,
проконтролировать их выпуск визуально по внешнему виду, затем убрать
закрылки. Аналогично проверить работу ТЩ.
Руление
После получения разрешения на руление убедиться, что со стоянки не
выруливают другие самолеты и в отсутствии впереди на РД других
самолетов, а выруливающие самолеты находятся на безопасном расстоянии
100 м. Включить фару в рулежное положение. Вывести обороты 78-80 % и
начать руление. При подходе к осевой линии РД на угол визирования
45градусов выполнить разворот на осевую линию. Самолет должен устойчиво
рулить с постоянной скоростью на оборотах 75-78%. При необходимости
контролировать скорость руления изменением оборотов на 2-3%. В процессе
руления контролировать безопасное расстояние до выруливающих самолетов
100 м, руление выполнять на скорости 20-30 км/ч, на разворотах уменьшая
ее до 10 км/ч.
Скорость руления необходимо уметь контролировать визуально, так как
показания приборов на такой малой скорости отсутствуют, а на ИЛС она
индицируется с недостаточной точностью. Развороты на рулении выполнять
плавно без резких движения педалями.
При подруливании к полосе на расстояние 10 м остановиться и убедиться
в отсутствии на прямой после 4-ого разворота самолетов, заходящих на
посадку на дальности менее 4 км а также в том, что полоса свободна.
Запросить и РП занятие ВПП и после получения разрешения вырулить на
ВПП, установить самолет точно по оси полосы, для чего прорулить вперед
на 10-15м.
Взлёт
После выруливания на ВПП:
выключить режимы навигации,
включить фару в посадочное положение,
убедиться в загорании трех сигнальных ламп центрального положения механизмов триммерного эффекта,
выпустить закрылки,
вывести обороты 90%, удерживать самолет на тормозах.
Запросить СКП у РП разрешение на взлёт.
После получения разрешения на взлет вывести двигатели на максимал и
отпустить тормоза. Внимание распределять на темп роста скорости,
контроль работы двигателей на слух, определения момента подъема
переднего колеса, сохранение направления на разбеге. На скорости
230-250 км/ч поднять переднее колесо, создать взлетный угол атаки 7
гр., и зафиксировать его незначительным движением ручки от себя. Далее
внимание распределять на сохранение взлетного угла 7 гр., определение
момента отрыва, сохранение направления взлета. На Су-27 подъем
переднего колеса можно начинать на скорости 180-190, когда самолет
совершает характерный "кивок" Разбег самолета с поднятым передним
колесом непродолжителен, отрыв происходит на скорости 280-300
практически сразу после подъема носовои стоики. После отрыва задержать
ручку, перевести взгляд влево на 25-30 гр. и на 30 м вперед. Внимание
распределять на плавность набора высоты, контроль работы двигателя на
слух. На высоте 20 м убрать шасси, с ростом скорости незначительно
отдавать РУС от себя для сохранения угла тангажа 7-10 гр. На высоте 100
м и Vпр 400 км/ч убрать механизацию, при этом РУС необходимо выбирать
на себя в процессе уборки для удержания самолета в наборе высоты. После
уборки механизации и набора скорости Vпр 500 км/ч установить обороты
83-85%, вертикальную скорость набора 7-10 м/с. На этом режиме
продолжать набор высоты.
Посадка визуально
Выполнение посадки связано с точным глазомерным определением высоты.
Высота при посадке определяется летчиком по целому ряду условных
признаков, главным из которых является общая картина набегания земли,
характеризуемая угловой скоростью набегания и веером (углом) разбегания.
При посадке взгляд должен скользить по поверхности земли, не
задерживаясь на отдельных деталях. В противном случае может наступить
временная потеря представления о высоте. При направлении взгляда правее
или левее рекомендуемого места возникает впечатление крена или сноса и
летчик начинает «бороться» с мнимым отклонением, создавая
действительное. Неправильное или нестабильное направление взгляда при
посадке неизбежно приводит к искажению соответствующей картины
набегания земли и неправильному профилю посадки. Если смотреть очень
близко, то картина набегания получится такой, какой она была на меньшей
высоте при нормальном удалении взгляда, т.е. высоту, например, 2 м
летчик будет принимать за 1 м, что приведет к высокому выравниванию.
Если смотреть дальше обычного места, то картина будет соответствовать
случаю, наблюдаемому на большей высоте, т.е. высоту 1 м летчик будет
принимать за 2 м, что приведет к низкому профилю посадки.
На посадке не рекомендуется временно отвлекать взгляд от земли. Это
весьма опасное нарушение. Даже на простом самолете следует пилотировать
по всем правилам, иначе освоение более сложной машины будет чрезвычайно
затруднено.
После в хода в створ курса посадки
Включить фару в посадочное положение.
После пролета ДПРМ (удаление 4 км) доложить РП, проконтролировать скорость 350-330 км/ч и продолжить снижение с Vy 3-5 м/с.
Контролировать уменьшение Vпр чтобы над БПРМ она составляла 310-300
км/ч, над торцом ВПП 300-290 км/ч. Над БПРМ (удаление 1 км) убедиться
еще раз в том что полоса свободна, проконтролировать скорость.
Следует учитывать, что при изменении полетной массы самолета меняется
его поведение на глиссаде и главным образом скорость. Необходимо до
начала выравнивания (рекомендуется над БПРМ) подобрать необходимую
скорость так, чтобы самолет снижался по глиссаде с тангажом 1-2 градуса
с нормальной вертикальной скоростью. На практике скорость в зависимости
от массы может быть от 280 до 310 км/ч.
На высоте 30 м последний раз проконтролировать скорость и перенести
взгляд в точку начала выравнивания. На высоте 6-10 м начать
выравнивание и перенести взгляд на 25-30 гр влево и 30-40 м вперед.
Выравнивание производить с таким расчетом, чтобы Vy уменьшалась
пропорционально высоте. На высоте 1 м проконтролировать нормальное
выравнивание и добирать РУС по мере снижения самолета, создавая при
этом посадочный угол тангажа 7 гр. Обороты в процессе выравнивания
убирать так, чтобы к концу выравнивания они соответствовали МГ.
Внимание распределять на определение расстояние до земли, соразмерность
взятия РУС на себя, определение момента касания, сохранение
направления. После касания задержать РУС, после того как самолет начнет
устойчиво двигаться по полосе на основных колесах - отпустить. На
скорости менее 200 км/ч применить тормоза колес. Убрать ТЩ,
механизацию, освободить полосу и доложить об этом РП.
Исправление отклонений на посадке.
При взмывании прекратить уборку оборотов, незначительно отдать РУС от
себя для прекращения взмывания, после чего произвести нормальную
посадку. Если взмывание произошло на высоту более 2 м увеличить обороты
до максимала, выполнить уход на 2-ой круг.
При отрыве самолета от земли задержать ручку и дождаться касания. Если
после отделения от земли самолет набрал высоту более 2 м, увеличить
обороты до максимала и уйти на второй круг.
При высоком выравнивании: если летчик замечает, что выравнивание будет
закончено высоко, необходимо незначительным движением РУС от себя
продолжить снижение самолета , затем выполнить нормальное выравнивание
и посадку. Во всех случаях отклонений на посадки не отвлекать взгляда
от земли и перевести его вперед после того как самолет начнет устойчиво
набирать высоту.
Уход на 2-ой круг
Уход на второй круг выполнять с высоты 60 м. Для этого вывести обороты
на максимал, прекратить снижение, убрать шасси, и перевести самолет в
набор высоты. На высоте 100 м и скорости 400 км/ч убрать механизацию и
продолжить набор высоты с ростом скорости до 500 км/ч, затем установить
обороты 83-85%, на этой скорости и оборотах продолжать набор. Выключить
подрежимы навигации. Выполнить повторный заход на посадку. При
необходимости уход на 2-ой круг разрешается выполнять с любой высоты.